Пополнение коллекции Государственного Эрмитажа значимыми предметами из коллекции мецената Юрия Шмавоновича Абрамова
В 2023 году благодаря доходу от управления целевым капиталом Государственного Эрмитажа собрание музея пополнилось 18 произведениями живописи, скульптуры и прикладного искусства, ранее входившими в собрание Юрия Шмавоновича Абрамова (1946–2021), доктора физико-математических наук, профессора, выдающегося коллекционера, создателя Музея дворянского быта.
Продолжая традицию, заложенную ещё основательницей Эрмитажа Екатериной Великой, музей приобретает значительную часть коллекции своего давнего друга и мецената. «Юрий Шмавонович мечтал создать Музей дворянского быта и берёг для него лучшие вещи. Он любил Эрмитаж и подбирал вещи специально для нас. Все эти экспонаты будут навсегда символом дружбы Музея и Коллекционера», – говорит Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа. Юрий Шмавонович Абрамов не раз принимал участие в Дне Мецената, который ежегодно проходит в Эрмитаже, и делал щедрые дары музею. Среди особо важных и ценных его подарков – статуя Юпитера, исполненная Антонио Тарсиа, знаменитым венецианским скульптором начала XVIII столетия, и стол для бильярдных принадлежностей, который ранее находился в одной из комнат Зимнего дворца.
Собрание Юрия Шмавоновича Абрамова отличает высочайший художественный уровень. Предметы из его коллекции неоднократно экспонировались на временных выставках в государственных музеях, в том числе, в Эрмитаже. Для их исследования и атрибуции Юрий Шмавонович привлекал лучших специалистов – сотрудников Эрмитажа и других научных учреждений. В течение многих лет он издавал журнал «Звезда Ренессанса», посвящённый проблемам атрибуции, экспертизы, изучению различных аспектов истории искусства, где также опубликованы статьи о произведениях из его собрания.
Самый значительный из поступивших в музей предметов искусства – портрет великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) кисти Дмитрия Левицкого, написанный не ранее 1777 года. Эта картина является копией с оригинала шведского живописца Александра Рослина. Известно, что в 1777 году Рослину были заказаны портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Фёдоровны. Оба полотна, на которых наследник престола и его жена представлены в полный рост, хранятся в Эрмитаже.
Одновременно Рослин написал поясные варианты этих портретов. Один из них, портрет великого князя, сейчас находится в собрании Музея-заповедника «Царское Село». Именно с него исполнил свою копию Дмитрий Левицкий. Однако живописец не просто повторил оригинал другого мастера, в этой картине ярко проявлена художественная манера самого Левицкого. Его работа лиричнее и мягче полотна Рослина.
Второе приобретение на средства Эндамуента - мраморный бюст пожилого мужчины, который несомненно, является портретом великого скульптора, живописца и поэта Микеланджело Буонарроти, а создал его – предположительно, Джованни Антонио Дозио (1533 – после 1609), младший современник Микеланджело.
Молодой скульптор из Тосканы трудился в Риме с конца 1540-х годов, работал в мастерской Раффаэлле да Монтелупо, помогавшего Микеланджело при окончании гробницы папы Юлия II. Известно, что, будучи земляком Буонарроти, Дозио имел контакты со знаменитым современником. И это обстоятельство имеет важное значение для предлагаемой атрибуции.
К сожалению, скульптурное творчество Дозио ограничено малым числом произведений, потому что в дальнейшем он стал работать как архитектор, сначала в Риме, а затем – в Неаполе. Однако сходство бюста Микеланджело с известными работами Дозио, такими как портреты поэта Аннибале Каро и юриста Антонио Масса Галлези на их надгробиях в римских церквях, кажется очевидным.
Большинство скульптурных изображений Микеланджело основывается на бронзовом портрете, созданном Даниэле да Вольтерра сразу после смерти мастера, с использованием посмертной маски. Данный бюст дает совсем другой образ и кажется сделанным с натуры, созданным человеком, хорошо знавшим свою модель. Автор запечатлел мужчину лет 60–65, с округлым лицом, усами и длинной бородой, раздваивающейся книзу. Лоб его изборождён морщинами, особенно подчёркнуты две вертикальные складки у переносицы. Микеланджело не кажется худым или изможденным и вполне соответствует словесному описанию облика скульптора, которое дал Джорджо Вазари.
Портретный бюст Микеланджело Буонарроти, исполненный его современником, несомненно, имеет большое историческое, художественное и музейное значение. Он войдёт в основной фонд Отдела западноевропейского изобразительного искусства и займёт почётное место в постоянной экспозиции Эрмитажа, в зале Микеланджело.
В числе других выдающихся произведений, поступивших в музей из собрания Юрия Шмавоновича Абрамова в 2023 году:
• Женский портрет, исполненный Франческо Морандини по прозвищу Поппи в 1570-х годах во Флоренции;
• Парные портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Фёдоровны, которые датируются последней четвертью XVIII столетия, имя автора неизвестно;
• Бюст императора Александра I работы Христиана Даниэля Рауха, датированный 1832 годом.
• Аллегорическое изображение встречи императрицы Екатерины II и императора Иосифа II на юге России в 1787 году, исполненное баварским живописцем Элиасом Фридрихом Кюхлиным
Вся коллекция Ю.Ш. Абрамова насчитывает 151 предмет. Благодаря Эндаументу музей планирует приобрести оставшиеся 133 предмета в 2024 году. Предполагается, что в сентябре этого года будет открыта выставка, посвящённая памяти Юрия Шмавоновича Абрамова, а затем поступившие в музей предметы займут достойные места на постоянной экспозиции, временных выставках и в открытых хранениях Эрмитажа.
|