Пополнение ювелирной коллекции Государственного Эрмитажа удивительными аксессуарами светского костюма XIX – начала XX вв.

В 2021 году благодаря доходу от управления целевым капиталом Государственного Эрмитажа собрание ювелирного искусства музея пополнилось 136 портбукетами из коллекции господина Кенбера, которые представляют собой одно из самых крупных в мире собраний этого удивительного аксессуара светского костюма XIX – начала XX вв.
Важным достоинством коллекции является большое разнообразие материалов и техник, в которых выполнены портбукеты, а также превосходная сохранность предметов. Они были изготовлены в ювелирных мастерских в Европе, США, России, Турции, Индии и Китая. Некоторые портбукеты являются прекрасными образцами ювелирного искусства, выполненными известными мастерами. Фирма Фаберже представлена золотым портбукетом-вазочкой, украшенным незабудками из бирюзы и бриллиантов.
Изделие французского мастера Жана Батиста Фоссена (Jean Baptiste Fossin) сохранилось в оригинальном футляре. Этот золотой портбукет является замечательным образцом модного аксессуара второй четверти XIX века. Отметим, что в Государственном Эрмитаже изделия этого известного французского ювелира не числятся.
Обращает на себя внимание портбукет начала XX века испанской фирмы Масриера (Masriera), который является мемориальным, что представляет особую ценность для музейного собрания. Он был выполнен для Виктории Евгении Баттенбергской по случаю ее вступления в брак с королем Испании Альфонсо XIII. Это не единственная мемориальная вещь в коллекции. В ней также представлен изысканный, украшенный гравировкой, золотой портбукет, принадлежавший баронессе Варваре фон Плессен (урожденной княжне Гагариной).
Выделяются своей оригинальностью два портбукета, в которых их основная функция совмещена со скрытыми отделениями для ароматических веществ. Один из них, полностью золотой, в виде стилизованного ананаса покрытого разноцветной эмалью, демонстрирует виртуозное владение техническими возможностями, доступными мастерам-эмальерам в последней четверти XIX века.

|